У меня младшему сыну пять лет, шестой. Забавно, наблюдая за ним вспоминать и себя. И своих старших, которые уже прошли все те стадии развития, которые он проходит только сейчас. И изумление перед тем, что «из меня что-то льется» — давно, но было. И гордость, что «папа, у меня ЭТО тоже есть» — недавно, но прошло. И умиление, что «папа, когда ты меня щекочешь, у меня пипка сама становится большой» — совсем недавно. И подглядывание «а что ты тут делаешь» — прямо сейчас. Все по расписанию жизни, все по правильным законам, которые можно и не знать, но от которых никуда не денешься…
Кто-то из классиков сравнил детей с инопланетянами, которые попали в наш мир и теперь изучают его. Там что-то увидят, тут что-то услышат — и строят свою собственную картину бытия. Чем больше информации, тем шире выбор вариантов поведения, общения с людьми, соответствия ожиданиям окружающих.
Подглядывание — обычное свойство человека. Видеть то, что тебе показывают и то, что от тебя скрывают — совсем разные вещи. Посмотрите на собственные фотографии, на которых вы позируете, и на которых вас застали врасплох — абсолютно разные люди. Конечно, подсматривать нехорошо, но у маленьких еще нет понятий морали и этики, они ищут информацию — и находят ее.
Каждый ребенок в 3 — 5 лет обязательно проходит стадию подглядывания. Только так он приобретает знания о самых скрытых явлениях бытия — интимных. Ведь каждый из нас имеет половую принадлежность, которая проявляется не только в различиях тела, но и поведения, одежды, отношениях с окружающими. И все это не дается само по себе, а развивается на протяжении первых 15 лет жизни, начиная прямо с пеленок. Еще плохо понимая слова, ребенок основные знания получает посредством зрения. Однако и зрение не всегда дает полную картину мира. Первый этап становления сексуальности — период образования понятий,- бывает порой осложнен привычками, модой, особенностями окружающих ребенка людей.
К 3 годам ребенок должен твердо знать разницу между мужчинами и женщинами и быть уверенным в собственной половой принадлежности. Конечно, вначале видятся и понимаются внешние различия — одежда, прическа, поведение. Но если и мама, и папа носят бесполую одежду, длинные волосы, курят, то ребенку бывает очень сложно определить их различия. Однако даже, если ребенку без труда удается внешне отличать оба пола, скрытые, физические различия остаются загадкой, тайной, которую, конечно же, необходимо раскрыть. И ребенок смотрит, ищет информацию, а если не находит ее на поверхности, начинает искать и подглядывать.
Ничего необычного, патологического или извращенного в этом нет. Даже если мальчик подглядывает за подмывающейся мамой или девочка вползает в родительскую спальню в самый интимный момент — в этом нет сексуального интереса, а лишь невинное, безэмоциональное любопытство, свойственное возрасту первичного накопления информации. Поэтому не стоит так нервно реагировать на своего отпрыска, путающегося под ногами в самый неподходящий момент и сосредоточенно сопящего за дверью, когда хочется побыть одному или наедине с кем-то. Раз за разом мягко, но непреклонно пресекая чрезмерное проявление любопытства, вы постепенно выработаете у ребенка привычку определенного поведения.
В 5 лет подсматривание для детей становится частью обретения большого мира. В этом возрасте горизонты детей впервые значимо расширяются и в поле зрения попадает множество людей, которые раньше ничего не значили. Но теперь ребенок вступает с ними в неосознанное соперничество в поисках собственного места среди других детей и даже взрослых. В чем может соревноваться ребенок, что есть у него ценного? Только он сам — его тело, поведение, улыбка или слезы. Примерно в 5 — 6 лет дети ПОКАЗЫВАЮТ и РАССМАТРИВАЮТ — опять же без всякого сексуального интереса, а лишь в рамках соперничества. Игры в доктора, больницу, сопровождающиеся обнажением – ничто иное, как подсознательное утверждение собственной ценности — для себя и окружающих.
Если ребенок НЕДОСМОТРЕЛ в детстве, он может вырасти робким, неуверенным в себе, даже склонным к эксгибиционизму и визионизму — патологическому обнажению в неподходящей ситуации или подглядыванию. Однако, не надо насильно показывать ребенку сцены, обычно скрытые от окружающих — он все увидит сам, но будет знать, что такие моменты жизни не подлежат обнародованию.
В более позднем возрасте обычно подглядывают дети робкие, застенчивые, не умеющие наладить контакты со сверстниками и взрослыми, а потому стремящиеся создать хотя бы одностороннее общение. Кроме того, в 12 — 13 лет, на фоне начала полового созревания бывает последняя попытка ПОСМОТРЕТЬ и ПОКАЗАТЬ у тех, кто не сделал этого в 3 — 5 лет. Однако у более старших детей такое поведение лежит уже на грани патологии и в ряде случаев может осложнить собственную половую жизнь в будущем.
Подглядывание 15-летних — уже проявление полового влечения. Но и в этом случае подавляющее большинство случаев подглядывания не является патологией. Расценить как вуайеризм это можно у одного из тысяч подростков. Поэтому очень важно, не заостряя внимание подростка на его поведении, препятствовать развитию любопытства и подглядывания, но, в то же время не относиться к нему как больному или извращенцу.
Таким образом, одно и то явление, в зависимости от возраста расценивается врачами и психологами совершенно различно: как необходимость и норма в 3 — 5 лет, как вынужденная норма в 12 лет, как краевое состояние в 15.
И только отношение взрослых вообще, и родителей, в частности, порой приводит к заострению интереса ребенка на происходящем, а в редких случаях — и патологическому течению дальнейшего созревания характера.
Благодарю за поучительную статью. Будем вырабатывать культуру поведения, моим внучкам как раз 3 и 5 лет. Спасибо, Юрий! С уважением Марина.